Присоединяйтесь к нам
 

Решаем вместе

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

30 мая 2017 г.

доклад педагога дополнительного образования Кожевниковой Натальи Владимировны   Компетенция (от лат. сompeto – добиваюсь; соответствую; подхожу). Данное слово имеет несколько значений, но в плане нашей темы одно подходит точно: компетенция – это знания, опыт в той или иной области.    Социокультурная компетентность – понятие достаточно широкое и актуальное в современное время. Формирование ее на занятиях декоративно - прикладного творчества предусматривает целый спектр в решении следующих вопросов: - это и формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда; - это знакомство с лучшими традициями народного искусства.    Изготовление игрушек, вышивка, аппликация и т.д. – все это приобщает ребят к культуре народов нашей страны.    Основную задачу в формировании социокультурной компетентности на занятиях декоративно – прикладным творчеством мы видим, прежде всего, в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Такие занятия не только сочетают различные виды практической работы (например, по изготовлению игрушек из ткани, ниток и многих  других материалов), но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.    Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач в формировании социокультурной компетенции.    Практика нашей работы показывает, что увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и рисовать образ, а затем воплощать его в материале.    Занятие декоративно – прикладным творчеством представляют широкие возможности для профессиональной ориентации детей, подростков, для ознакомления их с рабочими профессиями швейного производства.    Те знания, опыт практической работы, которые приобретают дети на занятиях декоративно – прикладным творчеством, помогают им ориентироваться в социокультурном пространстве современной жизни, дают навыки самостоятельной работы в различных сферах способствуют более четкой организации своей учебной деятельности, самоорганизации и т.д.    Посещая такие занятия, приобретая компетентность в тех или иных вопросах творческой, практической работы, ребята и в школе, на уроках работают старательно, увлеченно, сосредоточенно.    Наши занятия можно считать занятиями творчества.    Сегодня мощь государства определяется, прежде всего, количеством высококвалифицированных специалистов, творчески относящиеся к своему делу, способных своим личным трудом содействовать успешному развитию науки, техники, искусства, производства.    Воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности – одно из направлений в формировании социокультурной компетенции личности ХХI века.    «Учить – творчеству» на занятиях декоративно – прикладного творчества, значит учить детей быть компетентными во многих сферах. Все это способствует развитию целого комплекса качеств творческой, а значит и социокультурной компетентной личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задач; трудолюбия; способности видеть общее главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.    Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве на занятиях декоративно – прикладного творчества – вот то главное, что видим мы в формировании социокультурной компетентности подрастающего поколения.    Дошкольные учреждения, а потом школы и учреждения дополнительного образования, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывают из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонности к эстетическому восприятию действительности проявляются у детей довольно рано. Ярким примером могут служить выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого.    Дети ежедневно смотрят телевизор; посещают различные зрелищные мероприятия; читают книги; рассматривают иллюстрации в них, но беда в том, что многие из ребят быстро забывают обо всем увиденном или услышанном, становясь только потребителями искусства.    И поэтому мы, педагоги, должны не только заметить увлеченность детей, но главное, помочь им развить творческое воображение и фантазию. Для этого важно, чтобы ребенок, проявляя любовь к прекрасному не только путем созерцания и разговоров, но и вносил бы красоту в быт, во все окружающее, становясь настоящей творческой личностью.    Дети младшего школьного возраста знакомятся только с основами трудовых навыков, но они должны понять, почувствовать, что своими руками они выполняют объекты труда, имеющие общественно полезную значимость. Детям не безразлично, какие изделия и работы они выполняют. Чем более полезные, нужные в их жизни, разнообразные и внешне привлекательные изделия предстоит им сделать, тем с большие увлечением, энергией, интересом начинают они относится к их изготовлению.    Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия педагог определяет в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед; что научатся делать нового; в чем просто потренируются; приучатся применять уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.    Занятия детей в объединении создают хорошие условия для формирования социокультурной компетенции детей, т.к. расширяется сфера общения между обучающимися разных классов; создаются условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения; адекватной коммуникации; в целом формировании навыки к социальной адаптации и самореализации; педагог помогает ребенку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении, т.е. ребенок смог бы жить в том мире, который мы ему предлагаем, а в будущем попытаться внести что-то свое – новое.