Присоединяйтесь к нам
 

Решаем вместе

 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

«Духовно-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста через занятия декоративно-прикладным творчеством»

26 мая 2017 г.

      В настоящее время самой большой проблемой является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение личности ее граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме.
Рост научно-технического прогресса, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.  Все это может привести общество к тому, что из современных дошкольников вырастет «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.       Как известно, все начинается с детства. Именно детство – это время приобретения знаний об окружающем мире, формирования духовно - нравственных качеств, усвоение социальных норм поведения. В дошкольном возрасте необходимо сеять и развивать доброе зерно, возродить нравственные ценности, чувство любви к Отечеству, истории, народу, народному творчеству.       Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.       Исходя из сложившейся ситуации в социуме, возникла острая необходимость вернуть подрастающее поколение к лучшим традициям, обычаями своего народа, его культуре.       По мнению отечественных педагогов (исследователей русского народного творчества) Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др., ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них ярких представлений о Родине, о ее культуре; способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями.  Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе занятий (декоративному рисованию, лепке, аппликации) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму Например, на занятиях с детьми от 4 до 7 лет мы знакомимся с Дымковской игрушкой, городецкой (или другим видом народного декоративного искусства). Мы изучаем не только элементы росписи, но, прежде всего, историю и место возникновения, традиции, способы изготовления, назначение предметов декоративно-прикладного искусства. В процессе духовно-нравственного воспитания посредством изучения декоративно-прикладного искусства народов, обеспечивается формирование и развитие духовно-нравственных представлений ребенка. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому, национальная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. В заключение хочется отметить, что самой первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир духовно-нравственной культуры является, прежде всего, семья, где складываются свои обычаи и традиции. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов. 
Освоение детьми результатов совокупно творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим, а творческим путем. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.
  доклад методиста, педагога дополнительного образования Кожевниковой Натальи Владимировны

 

Список литературы 1.Захаренко Л.Д. Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. - experiment/dpi-2012/dpi.pdf 2. интернет ресурсы